Возвращаясь к теме танцев на концертах, вспомним безумные "паровозики" людей, жаждущих танцевать, но танцевать не умеющих. Вспомним и тех, кто танцует нечто джигообразное под музыку рила. И уж совсем замечательные кадры - парочки, танцующие Экосез под музыку в размере 4/4. Не будем пополнять их ряды, а разберемся какая у нас есть музыка.

Для уменьшения размера примеры пережаты в 24 kbps mono, некоторые композиции подрезаны по времени. Все мелодии представлены исключительно в ознакомительных целях.
Если видите нерабочие ссылки - я о них знаю, в ближайшее же время пережму и закачаю.


Музыка для кельтских танцев

Взгляд танцора, имеющего представление о музыке

Intro

Говорить мы тут будем не только о кельтских танцах (потому что никто толком не знает, что это такое), а скорее о кельццких :-) Сюда войдут как собственно ирландские – джиги, рилы и др., бретонские цепочки, так и заимствованные из Европы – вальсы, мазурки, даже конский бранль. Короче кельццкие танцы – все то, чему учат в школах кельццкого танца :) и в HDDS – в частности. Также скажу, что отдельно будем рассматривать танцы ирландские/шотландские и отдельно – бретонские. Большинство бретонских танцев, особенно цепочки, танцуют под аутентичную музыку – мелодии с характерными акцентами, специально написанные для определенного танца. С ирландскими мелодиями немного проще - их видов гораздо меньше.

Об ударениях, о музыке и о стихах

Прочтите с выражением вслух любое стихотворение. Можно заметить, что есть два отличия стиха от прозы – во-первых, рифма, но главное – особая ритмика. Ударения в тексте стихотворения следуют через четко заданное количество слогов. В зависимости от распределения ударных и безударных слогов выделяют разные стиховорные размеры. Об этом – не здесь :-)

В музыке происходит то же самое. В простой одноголосой мелодии некоторые ноты играются несколько сильнее, чем остальные. Сильные ноты – своего рода музыкальные ударения. Между сильными нотами, есть более слабые и самые слабые ноты.

Такт – это цепочка нот от сильной ноты до следующей сильной ноты. Это составная часть музыки, элементарная ритмическая часть. Музыкальный размер и определяется количеством нот в такте, и распределением ударений между ними.

Размеры есть простые и сложные.

В простых размерах есть ноты только ударные и безударные. Ударная (сильная) нота обозначает начало такта, безударные (слабые) ноты наполняют такт. В сложных размерах на такт приходится одна сильная нота, с которой он начинается, а внутри такта ноты есть более ударные и менее ударные. Лучше это увидеть на примере, скажем, джиги.

Музыкальные размеры записывают дробью. В числителе стоит количество нот в такте. В знаменателе – длительность одной ноты. Например, размер 12/8 означает, что в такте 12 нот длительностью 1/8 каждая, из которых первая – сильная.

Кстати, длительность – штука учень условная. Чаще всего в более быстрых мелодиях пишут (джига, кастарват, или, например, самба), что длительность нот – 1/8. Для более медленных мелодий (вальсы, мазурки, танго) – 1/4. Длительность ноты всегда четная, в знаменателе музыкального размера не бывает, 3 или 6, зато бывают 4 и 8, реже - 2 и 16.

Как же определить музыкальный размер? Самый верный способ – посчитать вслух. Сначала нужно услышать ударения в музыке – им соответствует счет «РАЗ!». Более слабым нотам будут соответствовать более слабые счеты «два», «три» и «че». (почему «че», а не «четыре» - потому что на короткую ноту удобнее положить один слог :) )

Самый простой размер, в котором написана вся попса – 4/4. Его можно просчитать вслух как «РАЗ-два-три-че». Другой простой размер – это вальс – 3/4. Его вслух можно просчитать «РАЗ-два-три».

Более сложные музыкальные размеры получаются при выделении на несколько тактов одной еще более сильной ноты. Например, если в размере 3/4 в нечетных тактах «РАЗ!» будет более сильным, чем «РАЗ» в четных тактах (я это отражаю знаком «!»), то вслух получится музыку сосчитать так: «РАЗ!дватри-раздватри». Так возникает размер 6/8 – сильная нота в начале такта, чуть менее сильная в середине, между ними – по две слабых ноты.

Какие бы размеры ни были - они так или иначе кратны 3 или 4 (или 2). Можно сказать, что музыкальные размеры либо "квадратные", либо "треугольные". Соответственно и количество шагов в танце кратно либо 3, либо 4 (или 2). Так что вальсы, мазурки - "треугольные" и танцуются тремя шагами. Джиги, рилы, хорнпайпы - "квадратные", танцуются четырьмя (или двумя) шагами. Польки - двумя шагами.

О других размерах – позже. А сейчас – о квадратах.

Что такое КВАДРАТ (о музыке и геометрии)

Для начала – музыка состоит из «куплетов» и «припевов». Чем отличаются – мелодией. Музыкальный размер же остается неизменным всегда на протяжении композиции. Так вот, если для примера взять любую польку или вальс … хотя бы у Дарцов. В ней каждая строчка содержит 4 такта. Куплет – 4 строчки - всего на 16 тактов и припев 16 тактов. Куплет плюс припев образуют «квадрат» в 32 такта.

Сразу скажу, что со строго музыкальной точки зрения все изложенное не совсем верно. Как можно почитать в статье для музыкантов [1] (см ссылку в конце) - квадрат это AABB или ABAB, где A и B - музыкальные кусочки длительностью по 8 тактов (эти самые А и В можно обозвать "куплетами" и "припевами". Но для нас, танцоров, это сложно :)

Возможно это несколько не соотвествует истине, но за квадрат я принимаю 16-тактовую (маленький квадрат) или 32-тактовую (большой квадрат) часть музыки. А что принять за квадрат – зависит от длительности композиции конкретного танца. Если она длиной 16 тактов, как в Экосезе – можно начинать танец с первого слога куплета или с первого слога припева – тогда запутаться будет невозможно, потому что рисунок танца целиком уложится в "куплет" или в "припев". Если же рисунок танца имеет 32 такта – лучше начинать танец с начала куплета. Для этого в описаниях всех танцев я и указываю его длительность в тактах по музыке.

Так как же, блин, понять, что за музыка играет?

Посчитать вслух.

Джига, слип-джига, рил, хорнпайп и др. Типы музыки – это сочетание трех аспектов: музыкальный размер, темп, и акценты. Акценты – именно они часто и определяют восприятие музыки. Дело в том, что в отличие от одноголосой мелодии, в полифонической :-) музыке музыкальный размер не может однозначно определить характер музыки. Поэтому разбираться будем на примерах, а я постараюсь, где возможно, на словах рассказать, что такое эти самые акценты, и как их услышать.

Джига - быстрые мелодии в размере 6/8. Это наиболее распространенный размер, который называется double-jig, или просто "джига". Музыку для джиги можно можно просчитать голосом как "РАЗдватри-раздватри-раздватри-раздватри".

Значительно реже можно услышать джигу в размере 12/8 – это называется Slide или single-jig. На самом деле немузыканту трудно понять отличие размеров 6/8 от 12/8. В целом слайд звучит как будто более длинными музыкальными фразами.

Джига бывает разной скорости. Надо сказать, что double-jig можно отхлопать в ладоши, а просчитать все двенадцать нот голосом трудно – она достаточно быстрая.

Treble-jig. Так называют ту же джигу в размере 6/8, только более медленную. Ее музыку можно уже легко просчитать вслух, а невысокий темп определяет характер танца – простую Круговую или Бретонскую джиги под музыку treble-jig танцевать неинтересно – медленно. Под медленную джигу танцуют в жесткой обуви одноименный танец.

Slip-jig. Исключительно сольная и искючительно женская "скользящая" джига. Размер музыки – 9/8. То есть ее можно просчитать как «РАЗдватри-раздватри-раздватри».

Reel. Это слово означает "колесо прялки". Музыка имеет размер 8/8 или 4/4, что в принципе одно и то же. Почему так? Чаще всего удается услышать рилы, где есть солирующий инструмент (скрипка, флейта), выводящий быструю витиеватую мелодию, и есть ударный (бубен, барабан, etc.). В каждом такте 4 удара, которые можно просчитать вслух «РАЗ!-два-три-че». А соло вьется в два раза быстрее и в каждом такте помещается 8 нот, то есть на каждый удар приходится 2 ноты, каждая вторая нота слабее первой. Все 8 нот мелодии просчитать нереально – слишко быстро. Поэтому, как записать размер – дело музыкантов. Определить рил на слух несложно – это мелодия, которая как будто летит вперед и вьется подобно нити вдоль прямого ряда колышков – ударов музыки, сильно не улетая в сторону. «Мы» скажем, что это веселая и заводная музыка; «они» скажут, что это занудиловка, которая бесконечно пилит и пилит на одной ноте :-) .

Hornpipe. Самый молодой из танцев, получивший название по названию старинного духового инструмента. Музыка имеет размер 2/4. Акцент ложится на первую и третью ноты. Особенность в том, что в каждом такте одна из нот играется триолью – то есть нота (длительностью в четверть) заменяется трелью из трех очень коротких ноты (каждая длительностью 1/16). Кроме того, когда слушаешь музыку хорнпайпа, создается впечатление неторопливого движения «вразвалочку». Если считать музыку вслух, то между счетами можно выделить еще «полусчеты» (знаю, понятие немузыкальное, но многим так понятнее). Получится что-то вроде «РАЗ!-и-два-и-ТРИ-парапам-и», где «парапам» - это как раз триоль. Короче, под хорнпайп мы всегда танцуем Скоттиш – и его движения отлично подходят к музыке. Также Palais Glide (Пьяные шотландцы) – тоже хорнпайп.

Чтобы все усложнить, дополнительно скажу о том, что триоль - не обязательно четвертая нота такта, это может быть любая из нот. Так что четыре такта могут вполне прозвучать так: "РАЗ-и-два-и-три-парапам-и-РАЗ-и-два-парапам-и-че-и-РАЗ-парапам-и-три-и-че-Парапам-и-два-и-три-и-че-и" .

Бретонские танцы

Здесь все сложнее. Дело в том, что большинство бретонских вещей танцуются под свою совершенно специальную музыку.
Бретонское бурре танцуют под музыку бурре, которая как будто бывает в размере 4/4 или 12/8. При этом она не есть ни рил, ни джига, за счет определенных специфических акцентов и ритмики. Музыка как будто "острее", чем для джиги и несколько медленнее. Бурре можно станцевать под хорнпайпы.

Бурре св. Патрика – тоже не все понятно. На музыку для бретонского бурре оно ложится плохо. Вообще его можно станцевать под любую четко акцентированную музыку на 4/4. Вот пример такой акцентированной музыки - Первая Скрипка Сентября от The Dartz. Или от них же - Я отдыхаю!

Для бретонских цепочек обычно музыка своя, специальная. Музыканты на концертах объявляют, что за танец собираются играть.

An Dro танцуют под длительные, заводные мелодии в размере 4/4, несколько боевого, грозного или просто бодрого настроения.

Для Hanter Dro музыка очень характерная, имеющая размер 3/4, с довольно медленным счетом, но кажущаяся быстрой за счет витиеватой мелодии. Оригинальной композиции у меня нет, однако на ее мотив The Dartz написали песню Переверни Страницу. Кстати оригинальная мелодия - от группы Tri Yann называлась Hanter Dro Macabre.

Rond de Saint Vincent имеет размер 4/4 или 8/8. Вот пример от Karma - Rond de St.Vincent

Ridee 6 temps - характерная мелодия в размере 3/4. Только это очень необычные три четверти =) - каждая четверть еще делится пополам, в результате чего получаются 6 одинаковых по длительности счетов "РАЗ-два-три-и-пять-и", где на "и" делается круазе. Пример мелодии - Laride от Reelroadъ.

Кастарват. Достаточно быстрые мелодии в размере 4/4 (8/8). Пример - Kost ar C'hoat от Ar Re Yaouank. Или, например, Франсуаза от Дарцов.

Казабар. Еще один танец на 4/4 (8/8). Короче говоря, вот аутентичный пример =) Kas a Barh от Skedus

Плинн танцуют под специальную музыку в размере 4/4, укладывающуюся в счет "1-2-3и4". Pop Plinn от группы Mervent (только dans), а вот и бал - Bal Plinn du Vertige.

Это были кельтские танцевальные музыкальные формы. А теперь заимствованные.

Полька. Размер 2/4. Что это значит: удары музыки идут не очень быстро, их можно просчитать вслух как «РАЗ-и-два-и». Сначала звучит счет, потом «полусчет» - создается ощущение, что удары «падают». Мелодия же – очень быстрая и задорная. Польку отличить легко от остальных мелодий.

Вальс. «РАЗ-два-три». 3/4. Вальс, в отличие от других танцев на 3/4 имеет музыку очень ровную, она словно «плывет», плавно и равномерно, не "взлетая" и не "падая", между ударами невозможно вставить промежуточный полусчет "и".

Мазурка. Имеет тот же размер и скорость что и вальс - 3/4, Однако отличается характером мелодии - для вальсов мелодия "плывет", мазурки же как будто немного "рваные". Каждый удар словно "подскакивает", что и отражается в характере движений. Ритм мазурки можно просчитать (в отличие от вальса) как "и-РАЗ-и-два-и-три", то есть каждый счет "взлетает". И «полусчеты» в мазурке образуются не столько ударным инструментом, сколько солирующим.

Конский бранль. Характерная мелодия, на которую некоторые группы делали свои аранжировки.

Норвежская круговая. Питерское творчество. Тем не менее танец вполне себе нордический и замечательный. 4/4 с собственной нетопопливо вьющейся мелодией.

Ошибки. Чего уж точно делать не следует:
1. Путать рил, джигу и польку. Конечно, можно станцевать один из этих танцев под музыку другого, и это может быть даже будет удобно танцевать. Но вот вопрос - ЗАЧЕМ?
2. Танцевать An Dro под Hanter Dro и наоборот. И вообще танцевать тремя шагами на музыку в 4 счета.

Ссылки по теме

1. http://welladay.celtic.ru/russian/likbez.html

(c) Sergey Reuka, 28.06.2006


Хостинг от uCoz