О танцевальном шаге


Все нижеизложенное в первую очередь относится к танцам бальным. Тем не менее оно остается столь же справедливо и относительно других парных (бретонских, шотландских) танцев - всех вальсов, мазурок, полек ... Как ни крути, танец всегда остается отличным от ходьбы, и есть мало отличных вариантов движения, красивых с точки зрения стороннего зрителя.

Здесь хочу порассуждать о шагах в парных танцах, которые кажутся простейшими, но тем не менее ... простые шаги вперед и боковые шаги типа шаг/приставка.

Основная черта Танцевального Шага - он делается с носка, с последующим опусканием пятки на пол, или не опуская пятки, в зависимости от конкретного случая. А вот обычного пешеходного шага типа "пятка-носок" в танце не встречается практически никогда.

Пройдитесь неторопливо обычным шагом. Нога выходит вперед, центр тяжести тела также смещается вперед, на пол ставится пятка передней ноги, а пятка задней ноги отрывается от пола. Толчок носком задней ноги - и вес тела "перекатывается" на переднюю ногу, и ее носок опускается на пол.

Теперь попробуем начинать шаг с носка. Для этого достаточно перед тем, как поставить вынесенную вперед ногу на пол, немного вытянуть носок. Сначала на пол опустить носок, а когда пятка задней ноги отрывается от пола, пятка передней опускается на пол.

Важная особенность - оттянутый носок выходящей вперед ноги никогда не поднимается над полом (как, например у солдат почетного караула). Носок всегда скользит над полом в паре миллиметров. В идеале - между носочком и паркетом - лист папиросной бумаги.

Для общего развития полезно потренировать танцевальный шаг, походить им по квартире, на прогулке (когда, конечно, поблизости нет никого, кого можно этим шокировать :) ) и т.п. Начинать нужно с медленного темпа, вытягивая носок по максимуму и делая большие шаги. Потом постепенно увеличивать темп, соответственно шаги будут несколько меньше и носок уже не нужно будет вытягивать до предела. Однако, все равно он опускается на пол на долю секунды раньше пятки. Это хорошо видно со стороны, и придает шагу вид легкого скольжения.

Полезно потренировать этот танцевальный шаг под музыку, например, вальса, сначала медленного, затем быстрее.

Когда описанное начинает нормально получаться (2-3 часа тренировок), можно еще обратить внимание на вот какой нюанс. При обычной ходьбе человек слегка пружинит коленями, поэтому если последить за его макушкой, то она немного "подпрыгивает". В танце от этого нужно избавиться, опять же, чтобы добиться ощущения того, что танцор "плывет". Для этого нужно мысленно представить свой центр тяжести - чтобы его найти нужно приложить к животу ладонь с плотно прижатым большим пальцем, чтобы нижнее ребро ладони было на уровне пупка. Тогда на уровне верхнего ребра ладони, где-то внутри окажется та самая точка, которую нужно представить и почувствовать как обладающую своей массой (вроде маленького стального шарика). Ощущение этого центра массы нужно закрепить в голове на весь танец. Все перемещение танцора сводится к перемещению этого самого центра массы. В вальсах, например, желательно стремиться, чтобы перемещать свой центр только в горизонтальной плоскости, и чтобы он не прыгал вверх и вниз.

Как этого добиться? Секрет прост, хотя и требует определенной "натанцовки". Дело в том, что колени в вальсах всегда чуть-чуть смягчены, они никогда не бывают выпрямлены до упора. И в тех шагах, где пятка отрывается от пола, колено сгибается еще немного больше, так, что корпус остается на том же уровне. То есть работа стопы "амортизируется" работой коленей.

Для мазурок и акцентированных вальсов тоже полезно следить за перемещением этой точки, хотя здесь уже это перемещение будет происходить не только в горизонтальной плоскости. Но это уже лучше сами прочувствуете.

Изложенное не относится к ирландским и бретонским танцам, где как раз в "пружинке", в прыжках заключается вся специфика танца. Вообще говоря, любая музыка имеет свой ХАРАКТЕР - плавная, или подпрыгивающая, ровная, или акцентированная. Именно акценты, а не музыкальный размер, определяют танец, поэтому не под всякую мелодию в размере 12/8 можно станцевать джигу. И не всякие 3/4 - вальс. Определять характер можно научиться только со временем, если слушать, смотреть на старших и, конечно же, танцевать.

Теперь возвращаемся к танцевальным шагам. Скажу еще о боковом шаге. Опять же, упираясь в специфику различных танцевальных культур, вспомню бретонские цепочки, где боковые шаги делаются по-сельски просто - плоско и грубо на всю стопу - ТОП! А в вальсах, мазурках, польках - боковые и приставные шаги следует делать мягко, опять же - работа стопы по принципу "носок-пятка".

Пробуем сначала сделать боковой шаг плоско. На всю стопу - шлеп! И так же приставили вторую ногу - второй шлеп. следующий шаг сделаем мягче - нога отрывается от пола, выводится немного в сторону, и пола касается сначала внутреннее ребро стопы, затем вся стопа. Так же приставить вторую ногу.

Третий этап. Еще больше смягчим шаг. Для этого первым на пол поставим большой палец стопы, затем ставится подушечка стопы, затем опускается пятка. Чтобы это получилось мягко, необходимо оказывать в пол некоторое давление подушечкой стопы, тогда пятка будет опускаться через преодоление небольшого мышечного усилия. Так же вторая нога отрывается от пола - носок ноги оказывает давление в пол, приаоднимается пятка, затем носок, нога переносится к опорной и опускается - сначала носок с давлением в пол, затем пятка.

Пока все. Надеюсь, эти простые рекомендации помогут вам танцевать вальсы, польки и мазурки не только с удовольствием, но еще и красиво.

(c) Sergey Reuka, 11.08.2006


Хостинг от uCoz