Каталог мировых танцев


Когда-то давно данный материал был найден на просторах Сети. К сожалению, копирайт утерян. Если найдется автор - отзовись.

АЛЛЕМАНДА (франц. allemande, букв. — немецкая), старинный (с 16 в.) придворный французский танец немецкого происхождения. Музыкальный размер 4/4.

АНГЛЕЗ (франц. anglaise; danse anglaise — английский танец), общее название народных английских танцев, распространившихся в др. странах Европы в 17-19 вв.

АРКАН, гуцульский народный мужской танец. Музыкальный размер 2/4.

БОЛЕРО (исп. bolero), испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих. Жанр болеро нашел отражение в творчестве многих композиторов (М. Равель и др.).

БУГИ-ВУГИ (англ. boogie woogie),

1) фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянской инструментальной музыки. Стиль буги-вуги сложился приблизительно к концу 19 века на Среднем Западе. Классические его образцы относятся к 1920-м годам. В начале 1930-х годов стиль буги-вуги вошел в исполнительскую практику больших свинговых оркестров (биг-бэндов) и малых ансамблей (комбо). В дальнейшем он подвергся коммерциализации, отчасти утратив свой первоначальный облик. В 1936 начался период возрождения его традиционных форм. Характерные черты фортепианного буги-вуги: импровизационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпанемента, преобладание непрерывного ритмического движения.
2) Модный эксцентрический американский танец, являющийся коммерческой имитацией негритянского буги-вуги. Был распространен в США в 1930-50-е годы (в Европе — с 1945). Для него характерны быстрый темп исполнения, доминирование ритмического начала, отсутствие упорядоченности танцевальных движений.

БУЛЬБА (белорус. — картошка), современная белорусская народная плясовая песня. Музыкальный размер 2/4.

ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer), бальный танец в трехдольном размере. В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер). С нач. 19 в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т.н. венский вальс, связанный с именами И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына ). Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ.

ВАЛЬС-БОСТОН, американский бальный танец свободной композиции, с характерным широким шагом на первую долю такта. Музыкальный размер 3/4.

ВЕНГЕРКА, бальный танец. Основан на народном венгерском танце чардаш. Музыкальный размер 2/4. Венгерка также цыганская пляска, размер тот же.

ГАВОТ (франц. gavotte), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера. В композиторской практике — самостоятельная пьеса или часть сюиты.

ГОПАК, украинский народный танец. Музыкальный размер 2/4.

ГРОСФАТЕР (нем. Grobvater, букв. — дедушка) (гросфатертанц), старинный немецкий шуточный танец, сопровождался пением.

ДАВЛУРИ, грузинский народный танец. Музыкальный размер 6/8.

ДЖАТРА, музыкальное танцевальное представление в Индии. Также драматический жанр, возникший в 16-17 вв.; в кон. 19-20 вв. обогащается темами и сюжетами исторического содержания.

ДЖИГА (англ. jig),
1) старинный парный (у матросов — сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В 17 в. вошел в качестве заключительной части в инструментальную сюиту.
2) Западноевропейский средневековый струнный смычковый музыкальный инструмент, близок фиделю и ребеку.

ЕХОР, бурятский народный хороводный танец. Музыкальный размер 2/4. Сопровождается пением.

ЖОК, массовый молдавский народный танец, а также народное гулянье. Музыкальный размер 2/4, а также 6/8 и 3/8.

ИННАБИ, азербайджанский народный импровизационный танец (преимущественно женский). Музыкальный размер 6/8.

ИСЛАМЕЙ (исламий), народный танец кабардинцев и адыгейцев. Род лезгинки.

КАДРИЛЬ (франц. quadrille), народный и бальный парный танец. Музыкальный размер обычно 2/4.

КАЗАЧОК, народный танец (украинский казачок, кубанский казачок, терский казачок и др.). Музыкальный размер 2/4.

КАМАРИНСКАЯ («Комаринская»), русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.

КАНКАН (франц. cancan, от canard — утка), французский бальный танец, позднее вошедший в оперетту. Характерное па — высокое вскидывание ноги. Музыкальный размер 2/4.

КАНТЕ ФЛАМЕНКО (исп. cante flamenco), группа песен и танцев Юж. Испании (фанданго и др.), а также стиль их исполнения. Родина канте фламенко — Андалусия.

КАРТУЛИ, грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка. Музыкальный размер 6/8.

КАФА, старинный кабардинский народный танец. Музыкальный размер 6/8 или 2/4.

КАЧУЧА (исп. cachucha), испанский (андалусский) народный танец. Музыкальный размер 3/8. В 19 в. стал эстрадным, сопровождается кастаньетами и гитарой.

КЛУМПАКОИС, старинный литовский парный танец. Музыкальный размер 2/4.

КОЛО, массовая пляска, близкая хороводу; распространена у сербов, хорватов, черногорцев. По характеру соответствует болгарскому хоро, румынской хоре.

КОЛОМЫЙКА (от названия г. Коломыя), украинская народная песня-танец, родственная частушке.

КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. — деревенский танец), народный английский танец. Как бальный распространился в Европе, в 19 в. получил название кадриль. Музыкальный размер 2/4, 6/8.

КОТИЛЬОН (франц. cotillon), бальный танец французского происхождения. Объединяет вальс, мазурку, польку и др.

КРАКОВЯК (krakowiak), польский народный, затем бальный танец. Музыкальный размер 2/4.

КРУСТА ДАНЦИС (Krusta dancis) (скалу данцис, skalu dancis) (букв. — танец креста, танец лучины), латышский народный танец (сольный). Музыкальный размер 2/4.

КРЫЖАЧОК (от белорус. крыж, польск. krzyz — крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

КУРАНТА (франц. courante), французский придворный танец. Распространился в Европе. Вначале музыкальный размер 2/4, затем — трехдольный.

КУЯВЯК (kujawiak), польский народный танец. Музыкальный размер 3/4.

ЛАНСЬЕ (франц. lancier) кадриль-лансье, английский бальный танец. С сер. 19 в. распространился в Европе. Музыкальный размер 6/8, 3/4 и 4/4.

ЛАНЦЕ (искаженное лансье), русский народный танец типа кадрили.

ЛЕЗГИНКА, народный танец горских народов Кавказа. Имеет много разновидностей. Музыкальный размер преимущественно 6/8.

ЛЕНДЛЕР, народный австрийско-немецкий танец (парный круговой). Музыкальный размер 3/4 или 3/8.

МАЗУРКА (польск. mazurek, от названия жителей Мазовии — мазуры), польский народный танец. В 19 в. стал бальным. Музыкальный размер 3/4 и 3/8.

МЕНУЭТ (франц. menuet, от menu — маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4.

МИРЗАИ, народный танец иранского происхождения (сольный, чаще женский). Распространен также на Кавказе. Музыкальный размер 6/8, 3/8.

МОЛДОВЕНЯСКА (букв. — молдавская), молдавский народный танец. Музыкальный размер 2/4.

МОРЕСКА (итал. moresca, букв. — мавританская) (морисданс, morris dance), музыкально-танцевальная сцена (род балета), символически воспроизводившая борьбу христиан и мавров (9-15 вв.). В ряде европейских стран считалась национальной формой. В 16-17 вв. мореской завершались придворные празднества и представления комедий.

ОБЕРЕК (oberek), польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/8 или 3/4.

ПАВАНА, торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса.

ПА-ДЕ-КАТР (франц. pas de quatre — танец четырех),
1) бальный танец английского происхождения. В России появился в кон. 19 в. Музыкальный размер 12/8.
2) В балете — танец четырех исполнителей.

ПА-ДЕ-ПАТИНЕР (франц. pas de patinеur — танец конькобежца), бальный танец. Появился в России в 90-х гг. 19 в. Музыкальный размер 4/4. Движения в танце напоминают бег конькобежца.

ПЕРХУЛИ, грузинский мужской хороводный танец. Сопровождается пением. Музыкальный размер 3/4 (другая форма — 4/4).

ПОЛОНЕЗ (от франц. danse polonaise — польский танец), бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4. Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов.

ПОЛЬКА (чеш. polka), народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4.

РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock and roll, от rock — раскачиваться и roll — крутиться), наиболее ранняя форма современной поп-музыки. Появилась в середине 1950-х годов, в музыкальном отношении представляла собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки кантри. Для рок-н-ролла в целом характерна блюзовая структурная основа, техника риффов, звучание нескольких электрогитар, фортепиано, медных духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические фразы, достаточно элементарный текст, ярко выраженная танцевальная основа. Исполнителями рок-н-ролла были как белые (Элвис Пресли, Билл Хейли, Джерри Ли Льюис), так и чернокожие музыканты (Чак Берри). Так же называется парный танец, получивший широкую известность в 1950-е годы; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше. Размер — 4/4, темп быстрый.

РУМБА (исп. rumba), афро-кубинский народный, а также бальный танец; последний распространился в 20-х гг. 20 в. в США и Европе.

РУССКАЯ ПЛЯСКА, вид народного танца. Включает хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). Музыкальный размер 2/4 или 8/8.

САМБА (португ. samba), народный бразильский танец, послуживший основой для создания парного бального танца свободной композиции, появившегося в Европе в середине 1940-х годов; для самбы характерна частая смена положений в паре, подвижность бедер и общий экспрессивный характер исполнения; музыкальный размер —4/4, иногда 2/4; темп быстрый.

САРАБАНДА (исп. zarabanda), старинный испанский народный танец. В 17-18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2.

СЕГИДИЛЬЯ (seguidilla), испанский народный танец. Сопровождается пением под аккомпанемент гитары, кастаньет и др. Музыкальный размер 3/4.

ТАМБУРИН (франц. tambourin),
1) большой 2-сторонний барабан цилиндрической формы.
2) Провансальский танец в сопровождении тамбурина (отсюда название). Музыкальный размер 2/2, 2/4.
3) Встречающееся в литературе название бубна.

ТАНГО (исп. tango), современный бальный танец. Известны цыганское танго, андалусийское танго, креольское танго и популярное аргентинское танго, распространившееся в 1910-х гг. во всем мире как салонный и эстрадный танец. Размер 2/4, темп умеренный.

ТАРАНТЕЛЛА (итал. tarantella, от названия г. Таранто), итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер 6/8, 3/8. К тарантелле обращались многие композиторы (Дж. Россини, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и др.).

ТВИСТ (англ. twist, букв. — кручение). Введен ок. 1960 в США музыкантом Х. Бэллардом (H. Ballard). В 60-70-х гг. получил распространение во многих странах. Музыкальный размер 4/4.

ТРЕПАК, старинный русский танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Жанр трепака использовали в своих произведениях А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др.

ТУСТЕП (англ. two-step, от two — два и step —шаг), американский бальный танец. Распространился во многих странах в 1920-х гг. Музыкальный размер 2/4.

УАНСТЕП (англ. one-step, от one — один и step — шаг), американский бальный танец. Распространился во многих странах в 1920-х гг. Развился из движений тустепа. Музыкальный размер 2/4.

ФАНДАНГО (исп. fandango), группа испанских народных танцев в умеренном темпе; музыкальный размер 3/4. Исполняется под аккомпанемент гитары и кастаньет.

ФАРАНДОЛА (франц. farandole, от прованс. farandoulo), французский (провансальский) народный хороводный танец. Музыкальный размер переменный: 2/4 и 6/8; темп быстрый, сменяющийся более медленным. Жанр фарандолы использован в сочинениях Ш.Гуно, Ж. Бизе, А. К. Глазунова и др.

ФОКСТРОТ (анл. foxtrot, букв. — лисий шаг), американский бальный танец. Распространен во многих странах. Музыкальный размер 4/4.

ФОЛИЯ (португ. folia), старинный танец и песня португальского или испанского происхождения. Музыкальный размер 3/4.

ХАБАНЕРА (исп. habanera, от La Habana — Гавана), кубинский народный танец и песня. Музыкальный размер 2/4.

ХОРО, болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный размер 2/4, 5/16, 9/16. Распространен также в Румынии (хора, сырба).

ХОРОВОД, древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов.

ЧАКОНА (исп. chacona), старинный танец испанского происхождения, первоначально быстрый, с 17 в. медленный и плавный, а также инструментальная музыкальная пьеса торжественного характера в виде вариаций на повторяющуюся в басу тему.

ЧАРДАШ (csardas), венгерский народный танец. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

ЧАРЛСТОН (англ. charleston), американский бальный танец. Распространился во многих странах с нач. 20-х гг. 20 в. Музыкальный размер 4/4.

ЧЕЧЕТКА, эстрадный, преимущественно мужской танец (отбивание ритма стопой).

ШЕЙК (от англ. shake — трястись), современный английский бальный танец. Распространен во многих странах. Музыкальный размер 4/4.

ЭКОСЕЗ (франц. ecossaise, от ecossais — шотландский), шотландский народный танец, разновидность контрданса, в кон. 18 в. стал бальным танцем.




Хостинг от uCoz