Когда-то давно данный материал был найден
на просторах Сети. К сожалению, копирайт утерян. Если найдется автор - отзовись.
АЛЛЕМАНДА (франц. allemande, букв. — немецкая), старинный (с 16 в.)
придворный французский танец немецкого происхождения. Музыкальный размер 4/4.
АНГЛЕЗ (франц. anglaise; danse anglaise — английский танец), общее название народных английских танцев, распространившихся в др. странах Европы в 17-19 вв.
АРКАН, гуцульский народный мужской танец. Музыкальный размер 2/4.
БОЛЕРО (исп. bolero), испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4.
Темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами,
пением танцующих. Жанр болеро нашел отражение в творчестве многих
композиторов (М. Равель и др.).
БУГИ-ВУГИ (англ. boogie woogie),
1) фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей
негритянской инструментальной музыки. Стиль буги-вуги сложился
приблизительно к концу 19 века на Среднем Западе.
Классические его образцы относятся к 1920-м годам.
В начале 1930-х годов стиль буги-вуги вошел в
исполнительскую практику больших свинговых оркестров (биг-бэндов)
и малых ансамблей (комбо). В дальнейшем он подвергся коммерциализации,
отчасти утратив свой первоначальный облик. В 1936 начался период
возрождения его традиционных форм. Характерные черты фортепианного
буги-вуги: импровизационность, техническая виртуозность, специфический
тип аккомпанемента, преобладание непрерывного ритмического движения.
2) Модный эксцентрический американский танец, являющийся коммерческой
имитацией негритянского буги-вуги. Был распространен в США в
1930-50-е годы (в Европе — с 1945). Для него характерны быстрый темп
исполнения, доминирование ритмического начала, отсутствие
упорядоченности танцевальных движений.
БУЛЬБА (белорус. — картошка), современная белорусская народная
плясовая песня. Музыкальный размер 2/4.
ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer), бальный танец в трехдольном
размере. В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский
танец (то же, что лендлер). С нач. 19 в. завоевал популярность
во всех слоях европейского общества (особенно т.н. венский вальс,
связанный с именами И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына ). Жанр и
жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и
вокальной музыки различных композиторских школ.
ВАЛЬС-БОСТОН, американский бальный танец свободной композиции,
с характерным широким шагом на первую долю такта. Музыкальный размер 3/4.
ВЕНГЕРКА, бальный танец. Основан на народном венгерском танце
чардаш. Музыкальный размер 2/4. Венгерка также цыганская пляска,
размер тот же.
ГАВОТ (франц. gavotte), старинный французский танец, первоначально
народный, хороводный, двудольного размера. В композиторской практике
— самостоятельная пьеса или часть сюиты.
ГОПАК, украинский народный танец. Музыкальный размер 2/4.
ГРОСФАТЕР (нем. Grobvater, букв. — дедушка) (гросфатертанц),
старинный немецкий шуточный танец, сопровождался пением.
ДАВЛУРИ, грузинский народный танец. Музыкальный размер 6/8.
ДЖАТРА, музыкальное танцевальное представление в Индии. Также
драматический жанр, возникший в 16-17 вв.; в кон. 19-20 вв.
обогащается темами и сюжетами исторического содержания.
ДЖИГА (англ. jig),
1) старинный парный (у матросов — сольный) танец кельтского происхождения,
сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В 17 в. вошел в
качестве заключительной части в инструментальную сюиту.
2) Западноевропейский средневековый струнный смычковый музыкальный инструмент,
близок фиделю и ребеку.
ЕХОР, бурятский народный хороводный танец. Музыкальный размер 2/4.
Сопровождается пением.
ЖОК, массовый молдавский народный танец, а также народное гулянье.
Музыкальный размер 2/4, а также 6/8 и 3/8.
ИННАБИ, азербайджанский народный импровизационный танец
(преимущественно женский). Музыкальный размер 6/8.
ИСЛАМЕЙ (исламий), народный танец кабардинцев и адыгейцев. Род лезгинки.
КАДРИЛЬ (франц. quadrille), народный и бальный парный танец. Музыкальный
размер обычно 2/4.
КАЗАЧОК, народный танец (украинский казачок, кубанский казачок,
терский казачок и др.). Музыкальный размер 2/4.
КАМАРИНСКАЯ («Комаринская»), русская народная плясовая песня и
танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно
шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.
КАНКАН (франц. cancan, от canard — утка), французский бальный
танец, позднее вошедший в оперетту. Характерное па —
высокое вскидывание ноги. Музыкальный размер 2/4.
КАНТЕ ФЛАМЕНКО (исп. cante flamenco), группа песен и танцев
Юж. Испании (фанданго и др.), а также стиль их исполнения.
Родина канте фламенко — Андалусия.
КАРТУЛИ, грузинский народный парный танец. Известен также под названием
лезгинка. Музыкальный размер 6/8.
КАФА, старинный кабардинский народный танец. Музыкальный размер 6/8 или 2/4.
КАЧУЧА (исп. cachucha), испанский (андалусский) народный танец.
Музыкальный размер 3/8. В 19 в. стал эстрадным, сопровождается кастаньетами
и гитарой.
КЛУМПАКОИС, старинный литовский парный танец. Музыкальный размер 2/4.
КОЛО, массовая пляска, близкая хороводу; распространена у сербов, хорватов,
черногорцев. По характеру соответствует болгарскому хоро, румынской хоре.
КОЛОМЫЙКА (от названия г. Коломыя), украинская народная песня-танец,
родственная частушке.
КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country-dance,
букв. — деревенский танец), народный английский танец.
Как бальный распространился в Европе, в 19 в.
получил название кадриль. Музыкальный размер 2/4, 6/8.
КОТИЛЬОН (франц. cotillon), бальный танец французского происхождения.
Объединяет вальс, мазурку, польку и др.
КРАКОВЯК (krakowiak), польский народный, затем бальный танец.
Музыкальный размер 2/4.
КРУСТА ДАНЦИС (Krusta dancis) (скалу данцис, skalu dancis)
(букв. — танец креста, танец лучины), латышский народный танец
(сольный). Музыкальный размер 2/4.
КРЫЖАЧОК (от белорус. крыж, польск. krzyz — крест), народная песня
и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.
КУРАНТА (франц. courante), французский придворный танец. Распространился
в Европе. Вначале музыкальный размер 2/4, затем — трехдольный.
КУЯВЯК (kujawiak), польский народный танец. Музыкальный размер 3/4.
ЛАНСЬЕ (франц. lancier) кадриль-лансье, английский бальный танец. С
сер. 19 в. распространился в Европе. Музыкальный размер 6/8, 3/4 и 4/4.
ЛАНЦЕ (искаженное лансье), русский народный танец типа кадрили.
ЛЕЗГИНКА, народный танец горских народов Кавказа. Имеет много
разновидностей. Музыкальный размер преимущественно 6/8.
ЛЕНДЛЕР, народный австрийско-немецкий танец (парный круговой).
Музыкальный размер 3/4 или 3/8.
МАЗУРКА (польск. mazurek, от названия жителей Мазовии — мазуры),
польский народный танец. В 19 в. стал бальным.
Музыкальный размер 3/4 и 3/8.
МЕНУЭТ (франц. menuet, от menu — маленький), старинный народный
французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе.
Музыкальный размер 3/4.
МИРЗАИ, народный танец иранского происхождения (сольный, чаще
женский). Распространен также на Кавказе. Музыкальный размер 6/8, 3/8.
МОЛДОВЕНЯСКА (букв. — молдавская), молдавский народный танец.
Музыкальный размер 2/4.
МОРЕСКА (итал. moresca, букв. — мавританская) (морисданс,
morris dance), музыкально-танцевальная сцена (род балета),
символически воспроизводившая борьбу христиан и мавров (9-15 вв.).
В ряде европейских стран считалась национальной формой. В
16-17 вв. мореской завершались придворные празднества и
представления комедий.
ОБЕРЕК (oberek), польский народный парный танец. Музыкальный размер
3/8 или 3/4.
ПАВАНА, торжественный бальный танец, распространенный в Европе
в 16 в. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный. Также
инструментальная музыкальная пьеса.
ПА-ДЕ-КАТР (франц. pas de quatre — танец четырех),
1) бальный танец английского происхождения. В России
появился в кон. 19 в. Музыкальный размер 12/8.
2) В балете — танец четырех исполнителей.
ПА-ДЕ-ПАТИНЕР (франц. pas de patinеur — танец конькобежца),
бальный танец. Появился в России в 90-х гг. 19 в.
Музыкальный размер 4/4. Движения в танце напоминают бег конькобежца.
ПЕРХУЛИ, грузинский мужской хороводный танец. Сопровождается пением.
Музыкальный размер 3/4 (другая форма — 4/4).
ПОЛОНЕЗ (от франц. danse polonaise — польский танец), бальный
танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во
Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4.
Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез
получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов.
ПОЛЬКА (чеш. polka), народный и бальный танец чешского происхождения.
Музыкальный размер 2/4.
РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock and roll, от rock — раскачиваться
и roll — крутиться), наиболее ранняя форма современной поп-музыки.
Появилась в середине 1950-х годов, в музыкальном отношении представляла
собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки кантри.
Для рок-н-ролла в целом характерна блюзовая структурная основа,
техника риффов, звучание нескольких электрогитар, фортепиано, медных
духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические фразы, достаточно
элементарный текст, ярко выраженная танцевальная основа.
Исполнителями рок-н-ролла были как белые (Элвис Пресли,
Билл Хейли, Джерри Ли Льюис), так и чернокожие музыканты (Чак Берри).
Так же называется парный танец, получивший широкую известность в 1950-е
годы; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и
нарочитой небрежностью по отношению к партнерше. Размер — 4/4, темп быстрый.
РУМБА (исп. rumba), афро-кубинский народный, а также бальный танец;
последний распространился в 20-х гг. 20 в. в США и Европе.
РУССКАЯ ПЛЯСКА, вид народного танца. Включает хороводы, переплясы
(барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью
фигур (кадриль, ланце и др.). Музыкальный размер 2/4 или 8/8.
САМБА (португ. samba), народный бразильский танец, послуживший основой
для создания парного бального танца свободной композиции,
появившегося в Европе в середине 1940-х годов; для самбы характерна частая
смена положений в паре, подвижность бедер и общий экспрессивный характер
исполнения; музыкальный размер —4/4, иногда 2/4; темп быстрый.
САРАБАНДА (исп. zarabanda), старинный испанский народный танец.
В 17-18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец.
Музыкальный размер 3/4, 3/2.
СЕГИДИЛЬЯ (seguidilla), испанский народный танец. Сопровождается пением
под аккомпанемент гитары, кастаньет и др. Музыкальный размер 3/4.
ТАМБУРИН (франц. tambourin),
1) большой 2-сторонний барабан цилиндрической формы.
2) Провансальский танец в сопровождении тамбурина (отсюда название).
Музыкальный размер 2/2, 2/4.
3) Встречающееся в литературе название бубна.
ТАНГО (исп. tango), современный бальный танец. Известны
цыганское танго, андалусийское танго, креольское танго
и популярное аргентинское танго, распространившееся в
1910-х гг. во всем мире как салонный и эстрадный танец.
Размер 2/4, темп умеренный.
ТАРАНТЕЛЛА (итал. tarantella, от названия г. Таранто), итальянский
народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер 6/8, 3/8. К тарантелле обращались многие композиторы (Дж. Россини, Ф. Лист, М. И. Глинка, П.
И. Чайковский и др.).
ТВИСТ (англ. twist, букв. — кручение). Введен ок. 1960 в США
музыкантом Х. Бэллардом (H. Ballard). В 60-70-х гг. получил
распространение во многих странах. Музыкальный размер 4/4.
ТРЕПАК, старинный русский танец в быстром темпе; музыкальный
размер 2/4. Жанр трепака использовали в своих произведениях
А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др.
ТУСТЕП (англ. two-step, от two — два и step —шаг), американский
бальный танец. Распространился во многих странах в 1920-х гг.
Музыкальный размер 2/4.
УАНСТЕП (англ. one-step, от one — один и step — шаг),
американский бальный танец. Распространился во многих странах
в 1920-х гг. Развился из движений тустепа. Музыкальный размер 2/4.
ФАНДАНГО (исп. fandango), группа испанских народных танцев в умеренном
темпе; музыкальный размер 3/4. Исполняется под аккомпанемент гитары
и кастаньет.
ФАРАНДОЛА (франц. farandole, от прованс. farandoulo),
французский (провансальский) народный хороводный танец.
Музыкальный размер переменный: 2/4 и 6/8; темп быстрый,
сменяющийся более медленным. Жанр фарандолы использован в сочинениях
Ш.Гуно, Ж. Бизе, А. К. Глазунова и др.
ФОКСТРОТ (анл. foxtrot, букв. — лисий шаг), американский бальный
танец. Распространен во многих странах. Музыкальный размер 4/4.
ФОЛИЯ (португ. folia), старинный танец и песня португальского или
испанского происхождения. Музыкальный размер 3/4.
ХАБАНЕРА (исп. habanera, от La Habana — Гавана), кубинский
народный танец и песня. Музыкальный размер 2/4.
ХОРО, болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный
размер 2/4, 5/16, 9/16. Распространен также в Румынии (хора, сырба).
ХОРОВОД, древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает
хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается
у многих народов.
ЧАКОНА (исп. chacona), старинный танец испанского происхождения,
первоначально быстрый, с 17 в. медленный и плавный, а также
инструментальная музыкальная пьеса торжественного характера в
виде вариаций на повторяющуюся в басу тему.
ЧАРДАШ (csardas), венгерский народный танец. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
ЧАРЛСТОН (англ. charleston), американский бальный танец.
Распространился во многих странах с нач. 20-х гг. 20 в.
Музыкальный размер 4/4.
ЧЕЧЕТКА, эстрадный, преимущественно мужской танец (отбивание ритма стопой).
ШЕЙК (от англ. shake — трястись), современный английский
бальный танец. Распространен во многих странах. Музыкальный размер 4/4.
ЭКОСЕЗ (франц. ecossaise, от ecossais — шотландский), шотландский народный
танец, разновидность контрданса, в кон. 18 в. стал бальным танцем.